Конечно, я люблю рисовать, лепить из глины, вязать и даже немного шить (точнее, пришивать пуговицы и нашивки) - всё это тоже хорошо помогает мне расслабиться, установить контакт с собой и настроиться на нужный лад. Но пока всё вышеперечисленное для меня больше роскошь, чем реальная возможность. Мыть посуду нужно каждый день, и хотя порой эта необходимость уже порядком надоедает, всё же сам процесс меня неизменно радует. Приятно ощущать струи тёплой воды, выполнять руками несложную работу и отключаться от общего информационного потока, чтобы остаться наедине с собой.
Работа руками помогает справиться с напряжением и приносит удовлетворение. Мой сын в прошлом году пошёл в первый класс. Уже после первого месяца, проведённого в школе, стало ясно, что ему тяжело справляться с увеличившейся нагрузкой. Как раз тогда я где-то прочитала, что ручной труд помогает снизить уровень стресса. И я стала думать о том, какое занятие подобрать для сына. К моему удивлению, он меня опередил, попросив записать его на кружок рукоделия. Его совсем не смутило, что в кружке было больше девочек. Напротив, занятия приносили ему большую радость; он с нетерпением ждал и добросовестно посещал их, несмотря на то, что уроки проходили в пятницу вечером. Конечно, нельзя с абсолютной уверенностью сказать, что именно занятие рукоделием улучшило его настроение и поведение, но, я считаю, что оно сыграло важную роль. С одной стороны, он стал чувствовать себя увереннее, потому что мог на деле видеть, как осваивает новые знания и умения, что в отношении умственной работы сделать труднее. Ему нравилось то, что он мог сделать что-то сам, своими руками, а потом показать это другим. С другой стороны, переключение на другой вид деятельности давало ему возможность отдохнуть от умственного напряжения и, видимо, помогало эмоционально разрядиться. Как известно, кончики пальцев обладают очень большой чувствительностью: через них мы получаем не только информацию, но и эмоции.
Однако, на этом наш опыт по использованию работы руками как средства против стресса не закончился. Спустя ещё полгода переутомление и напряжение моего первоклассника превысили свой критический уровень, и я даже была вынуждена обратиться за советом к специалисту, детскому психологу. Получив рекомендации максимально снизить нагрузку, мы с сыном отказались от спортивных занятий, куда он к тому времени ходил уже только раз в неделю... и ... записались на кружок керамики. Честно говоря, руководствуясь советом психолога я пыталась всё же уговорить сына выбрать один из двух кружков, но он не согласился, и мы решили, что он попробует ходить на оба: на рукоделие и керамику. Вопреки моим опасениям, что он всё ещё перегружен, в дальнейшем дела пошли на лад, и мы хоть и не без труда, но достигли конца учебного года без особых потерь. Возможно и это обстоятельство нельзя целиком отнести на счёт оздоровительного влияния творчества и ручной работы, но и совсем отрицать положительного воздействия этого фактора тоже нельзя.
Дети нуждаются в телесном опыте, им необходимо трогать, пробовать на вкус, чувствовать запахи, тщательно рассматривать и проверять всё вокруг на прочность. Так ребёнок знакомится с окружающим его миром и формирует собственные понятия о нём. Психологи утверждают, что разнообразие ощущений очень полезно для развития детей.
Тем не менее среда, которая окружает наших детей в современных городах, становится всё беднее и однообразнее по своим ощущениям. Не последнее место среди факторов, обусловливающих это обстоятельство, занимает слишком частое и длительное использование смарт-устройств как взрослыми, так и детьми, в том числе и совсем маленькими. Согласно недавнему исследованию в Эстонии ежедневно смартфонами пользуется треть, а планшетами – четверть детей до трех лет. Как раз в возрасте от года до четырех лет у ребёнка закладывается будущая структура мозга, и эти годы являются наиболее важными для дальнейшей эмоциональной, социальной, познавательной сфер жизни человека.
Это же исследование сообщает, что чем больше времени сами родители проводят перед экраном, тем больше они позволяют это делать детям, и чем позитивнее родители относятся к смартфону, тем вероятнее они позволяют пользоваться им и детям. С этим нельзя не согласиться. Я на своём опыте вижу, как мои привычки и занятия отражаются на поведении моих детей. Семейный психолог и мама 11 детей, Екатерина Бурмистрова, пишет, что если родитель в течение недели будет в игре с ребёнком использовать одну и ту же игрушку, то за это время она станет для ребёнка любимой. Это верно не только в отношении игрушек. Моя десятимесячная дочь не так давно научилась стоять и ходить вдоль опоры, теперь она с увлечением осваивает новые “горизонты”, и всё что на них покоится. Однажды я наблюдала, как она, поднявшись на ноги и схватившись руками за низкий подоконник, оказалась перед выбором: на подоконнике лежали три предмета - её любимая игрушка, игрушечный самолётик старшего брата и мой смартфон. Немного поколебавшись, она схватила телефон, который, на мой взгляд, сильно уступает по своей форме и цвету тому же самолётику, и уселась играть с ним, с упоением крутя, вертя и облизывая этот плоский, гладкий тёмный предмет. Как бы забавно это не выглядело со стороны, для меня это было как обвинительный приговор. Конечно, можно попытаться списать это на то, что её просто заинтересовала незнакомая вещь, но нет. Этот непонятный безвидный объект и теперь неизменно притягивает её внимание, вызывая настойчивое желание завладеть им, и можно совершенно безошибочно предугадать в какую сторону она радостно ринется, окажись он с ней рядом. Поведение ребёнка как сигнал сверхчувствительного “датчика” неопровержимо свидетельствовал о моей чрезмерной увлечённости этой “игрушкой”, напоминая что нормы экранного времени превышены.
Другой такой “индикатор”, моя трёхлетняя дочь тоже внимательно наблюдает за моими привычками: стоит ей оказаться со мной рядом, когда я наскоро печатаю подруге сообщение в Мессенджере, как она несётся ко мне, вырывает телефон из рук и говорит, что тоже хочет “попикать”.Ей нравится, что в ответ на прикосновение её маленьких пальчиков, беспорядочно нажимающих на ровный экран, телефон реагирует смешными звуками или просто непонятными значками, когда он находится в беззвучном режиме. Если бы она не умудрялась случайно закрывать нужное приложение, то это занятие могло бы, наверное, длиться часами. Можно ли сказать, что это время, проведённое с пользой? Не думаю. Конечно, можно было бы подобрать ей соответствующую возрасту развивающую игру и, в надежде, что она там чему-нибудь научится, с чистой совестью заняться своими делами. Но увы, как бы это не было заманчиво, так сделать не получится. Элин Невски в своей докторской работе, темой которой было использование цифровых технологий детьми до трёх лет, пришла к выводу, что экраны могут оказывать положительное влияние на развитие ребёнка только при активном участии взрослых, в то время, как бесконтрольное и неограниченное использование детьми смарт-устройств наоборот затормаживает их развитие. Я с этим согласна и даже считаю, что это заключение справедливо и для детей старше трёх лет.
Мне хочется научить своих детей чему-нибудь действительно стоящему, хочется, чтобы они научились этому, делая это вместе со мной. Филип Мамалакис пишет, что “ничто так не формирует душу и личность ребёнка, как его общение с родителями или людьми, ухаживающими за ним”. Летом сын сам предложил мне устроить такой день, когда мы будем рисовать всей семьёй. Я обрадовалась, и при первой же возможности мы осуществили эту идею. Было здорово! Наши картинки, нарисованные тогда, остались приятным напоминанием о летнем дне, проведённом вместе. Они словно приглашают сделать это занятие регулярным. Разве это не прекрасная семейная традиция? Тогда уже можно без всякого сожаления начать копить на посудомоечную машину, потому что для того, чтобы расслабиться, погрузиться в свои мысли и отдохнуть от круговерти, уже не обязательно будет мыть чашки и тарелки.
Хотя надо признать, что нравится мне в этом занятии не только процесс, но и сам результат. Вымытая посуда, вылепленная своими руками кружка, пришитая пуговица приносят маленькую радость. Есть мнение, что человек в полной мере ощущает себя успешным, только когда он может потрогать руками результаты своего труда. Для детей, мне кажется, это особенно важно.
Когда мы летом оказались у знакомых на хуторе, то радушные хозяева решили одарить нас соленьями, вареньями, овощами и фруктами самой первой свежести, с грядки. Сын копал с хозяином картошку, а мы с хозяйкой отправились за морковью, свёклой и кабачками. Для дочки было большим сюрпризом узнать, откуда что берётся, потому что до этого на вопрос “где растёт морковка”, она твёрдо отвечала “в магазине”. Она была в восторге, когда ей позволили самой вытаскивать корнеплоды из земли, настолько, что когда взрослые отправились на соседнюю грядку за кабачками, она незаметно вернулась обратно и увлечённо продолжила выдёргивать морковки. Детям на хуторе очень понравилось, и больше всего им запомнилось то, как они там потрудились. Теперь дочь наверняка знает, что где и как растёт, хотя она не раз слышала об этом и раньше, видела в детских книжках и мультфильмах. Ничто не может заменить собственный опыт, экран не способен затмить реальные переживания. А ещё она знает, какие усилия ей нужно приложить, чтобы вытащить маленькую морковочку, а какие - чтобы вытащить большую свёклу.
22 сентября состоится “день без экрана”. Муж с сыном поедут в этот день на толоку, организованную эстонским фондом природы, на маленький остров Румму. За них можно не беспокоиться: уж они точно проведут это время вдали от экрана. А вот я останусь с девочками в городе и хочу постараться быть честной с собой и не пользоваться экраном, целиком посвятить время общению с детьми, близкими мне людьми и природой. Попробую в этот день жить только реальными ощущениями и всеми своими чувствами отзываться на окружающий меня мир. Я уже заранее предвкушаю радость этого интересного и насыщенного впечатлениями дня без экрана. Думаю, что и это начинание должно стать славной семейной традицией.
Ольга - учитель и мама ученика школы Св. Иоанна богослова.
Write first comment